This document last modified Monday, 17-Jun-2019 00:30:38 MSK

[ќбложка]     [ <<< –Ю—В —А–µ–і–∞–Ї—В–Њ—А–∞...]     [–У–ї–∞–≤–∞2 >>> ]


–У–ї–∞–≤–∞ 1. –Т–≤–µ–і–µ–љ–Є–µ –Є –Є—Б—В–Њ—А–Є—З–µ—Б–Ї–Є–µ –Ј–∞–Љ–µ—З–∞–љ–Є—П.

–Я–Њ–і—А–∞–Ј–і–µ–ї–µ–љ—П –і–µ—В—Б—В–≤–∞. –Ч—А–µ–ї–Њ—Б—В—М. –Ь–µ—В–Њ–і—Л –Є—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є—П. –Ш—Б—В–Њ—З–љ–Є–Ї–Є. –Ь–µ–і–Є—Ж–Є–љ—Б–Ї–∞—П –ї–Є—В–µ—А–∞—В—Г—А–∞. –Я—Б–Є—Е–Њ–ї–Њ–≥–Є—П. –Ш—Б—В–Њ—А–Є—П –Ї—Г–ї—М—В—Г—А—Л. –†–∞–±–Њ—В—Л –њ–Њ –њ—А–Њ—Б—В–Є—В—Г—Ж–Є–Є. –Ч–Њ–Њ–ї–Њ–≥–Є—П. –Р–≤—В–Њ–±–Є–Њ–≥—А–∞—Д–Є—П –Є –ґ–Є–Ј–љ–µ–Њ–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ. –С–µ–ї–ї–µ—В—А–Є—Б—В–Є–Ї–∞. –≠—А–Њ—В–Є—З–µ—Б–Ї–∞—П –ї–Є—В–µ—А–∞—В—Г—А–∞. –†–∞–±–Њ—В—Л –њ–Њ –њ–Њ–ї–Њ–≤–Њ–є –њ–∞—В–Њ–ї–Њ–≥–Є–Є. –°–њ–µ—Ж–Є–∞–ї—М–љ—Л–µ –Є—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є—П. –Ф–љ–µ–≤–љ–Є–Ї–Є.

 ћожет казатьс€ что, говор€ о половой жизни ребенка, мы впадаем в противоречие. »бо обыкновенно принимаетс€ что полова€ жизнь пробуждаетс€ лишь по наступлении половой зрелости, когда детство приходить к концу, название же Дребенок" примен€етс€ к человеку со дн€ его рождени€ до наступлени€ зрелости. Ёто противоречие только кажущеес€ и вызываетс€ тем, что наступление зрелости св€зывают с известными внешними про€влени€ми (как перва€ менструаци€ и первое истечете семени), причем упускаетс€ из виду долгий период развити€, предшествующей этим симптомам. ”же в этот период замечаютс€ несомненные признаки половой жизни.

  ƒетство подраздел€етс€ на несколько периодов , причем их границы и описание у разных исследователей столь различны, что €, во избежание недоразумений, должен разъ€снить употребл€емые мною названи€. —чита€ детство до начала 15-го года, мы делим его на два периода: один охватывает первые 7 лет жизни, другой Ч с начала 8-го года до 14-ти лет включительно. ¬ следующем изложении € буду называть эти подразделени€ первым и вторым периодами детства . ¬ первом из них можно еще выделить первый год жизни, как год кормлени€ грудью. ќба эти периода образуют вместе детство в узком значении этого слова. Ѕлижайшие годы с начала 15-го € отношу к юности . “ак как последн€€ не отдел€етс€ резкой границей от детства, то € буду включать в свое исследование, по крайней мере, первые юношеские годы, которые будут обозначены, как третий период детства. ¬ то врем€ как детство в узком смысле охватывает лишь первые два периода, детство в широком смысле включает в себ€ и третий. Ёти различные наименовани€ навр€д ли вызовут недоразумени€, так как под Ддетством" без дальнейших по€снений € буду понимать лишь первые два периода, т.е. до 15-го года. »з практических соображений € буду называть мужские индивиды во все периоды детства Дмальчиками", женские Ч Ддевочками".  онечно, не следует думать, будто все укладываетс€ в эти шаблоны; всюду имеют место различи€. Ќе говор€ уже о том, что у разных рас развитие совершаетс€ с различной быстротой, а кавказска€ раса отличаетс€ поздним окончанием детства и наступлением зрелости, но и в пределах одной и той же расы существуют важные различи€. ќсобенно должны мы обратить внимание на различие полов, так как у женщин детство приходить к концу раньше, чем у мужчин; у нас это различие считаетс€ приблизительно в два года. —юда же относ€тс€ различи€ у разных классов населени€, к чему мы вернемс€ в 6-й главе.

  “ут необходимо вы€снить в каком смысле € буду употребл€ть слова Дзрелость" (Pubertat, Mannbarkeit, Geschlechtsreife) и соответствующее ему слово Дзрелый". —уществует больша€ путаница в употреблении этих слов. «релостью считаетс€ то известный промежуток времени, то лишь один момент его, и в том и в другом случае в различных смыслах. Д«релым" называетс€ то лицо, способное к деторождению, то лицо, у которого завершилось развитее половой жизни. „то это не одно и то же, можно легко видеть хот€ бы из примера тринадцатилетней девочки, у которой наблюдалась менструаци€: она способна к деторождению, но, конечно ее половое развитое не закончено. Ќе менее велика путаница при употреблении слова Дзрелость". ќдин понимает под зрелостью момент наступлени€ способности к деторождению и таким моментом считает первую поллюцию (истечение семени) у мужчины. «аметим мимоходом, что при этом смешиваетс€ способность к деторождению со способностью к половым сношени€м, так как вначале, семенные выделени€ не содержать большей частью семенных нитей. ƒаже оставл€€ в стороне это смешение, увидим, как различно понимаетс€ пон€тие Дзрелость". ƒругой называет зрелостью момент завершени€ полового развити€, третий Ч промежуток между этими двум€ моментами (т. е. первой поллюцией и завершением развити€), четвертыйЧврем€, в течение которого сохран€етс€ способность к деторождению, и, наконец, п€тый Ч всю жизнь по окончании полового развита€. я буду называть зрелостью врем€ с завершени€ развита€ до исчезновени€ половой жизни. ѕериод, в продолжение которого зрелость развиваетс€, € обозначу, как период полового развити€, и соответственно этому буду говорить о начале и конце этого развита€. „то касаетс€ развити€ зрелости, то € желаю тут подчеркнуть, что оно совершаетс€ постепенно и, как увидим, начинаетс€ гораздо раньше, чем обыкновенно полагать. ≈сли Ribbing принимает дл€ девушки двухлетний промежуток от первого периода развити€ до момента способности к браку, то это приблизительно верно, если мы будем обращать внимание на менструацию. ≈сли же мы будем считать промежуток с начала созревани€, то он будет больше двух лет, так как первые признаки созревани€ замечаютс€ у девушек задолго до менструации, у мальчиков Ч задолго до выделени€ семени. —уществует много симптомов зрелости, частью психического, частью соматического (физического) характера. ќтдельные симптомы могут €витьс€ у здоровых детей, как € покажу, уже в возраст* 7 или 8 лет, остальные €вл€ютс€ лишь в ближайшие годы, и тогда только половое развитие закончено.

  акими методами обладаем мы дл€ изучени€ половой жизни ребенка? —ледуете рассмотреть следующие три различных метода: наблюдени€ над жизнью ребенка, опыт и сообщени€ самого индивида. —реди последних следует отличать те, которые черпаютс€ из воспоминаний, от тех, которые делаютс€ самим ребенком. ќба вида сообщений не дают, однако, полной картины. –ебенок часто не в состо€нии сообщать свои переживани€; сюда относ€тс€ первые годы жизни.  огда ребенок уже может давать показани€, чувство стыда мешает им быть правдивыми. „то касаетс€ воспоминаний взрослого, то этот метод во многих случа€х ничего не может дать, так как событи€, пережитые давно, не сохран€ютс€ в пам€ти. ѕоскольку воспоминание сохран€етс€, оно €вл€етс€ источником значительных ошибок; значение одной из них € пон€л из автобиографий людей с извращенным половым чувством. Ќадолго сохран€етс€ в пам€ти лишь то, что возбуждает интерес. ѕри этом играет роль не только тот интерес, который имел место при самом событии, но и тот, который св€зан с воспоминанием.

 ќчень легко забываютс€ те событи€ детства, которые были безразличны при их переживании или сделались таковыми впоследствии. √омосексуальна€ женщина переживала ребенком половые влечени€ как к мальчикам, так и к девочкам. ¬последствии, когда гомосексуальность развилась, исчезло воспоминание о влечении к мальчикам, осталась лишь пам€ть о гомосексуальных влечени€х. ѕоэтому очень часто гомосексуальна€ женщина Ч то же относитс€ к гомосексуальному мужчине Ч отрицает существование у нее когда-либо влечени€ к другому полу, в то врем€ как, по крайней мере, в целом р€де случаев, усиленное припоминание или показани€ третьих лиц открывают существование таковых в детстве. ¬озможность и других ошибок сделалась мне €сной при изучении тех же половых извращенностей. —обыти€, не имевшие в детстве никакой сексуальной окраски и св€занные с нею лишь впоследствии, очень легко могут окраситьс€ ею при воспоминании. ¬озьмем гомосексуалиста. ќн вспоминает, что любил в детстве садитьс€ на колени к своему д€де, и видит в основе этого желани€ гомосексуальный мотив. ¬ действительности не было, конечно, ничего подобного. ƒ€д€ сажал его к себе на колени и рассказывал при этом красивую сказку. Ѕыть может, он еще качал мальчика и доставл€л ему этим удовольствие, в котором не было, конечно, ничего сексуального. ¬ сознании человека, сделавшегос€ гомосексуалистом, все это смешалось. ќн забывает несексуальные мотивы и уверен, что гомосексуальные наклонности привлекали его в детстве к колен€м д€ди.

 Ќаблюдени€ так же неспособны доставить нам €сную картину половой жизни ребенка. Ќепосредственное наблюдение, без помощи показаний, мало что может дать. — того момента, когда ребенок получает какое бы то ни было, хот€ бы смутное представление о природе переживаемых им событий, он изо всех сил стараетс€ скрыть их, так что часто лишь исключительные обсто€тельства их обнаруживают. ќднако, мы можем иногда и путем наблюдений узнать кое-что важное, как в том случае, когда ребенок не замечает, что мы его наблюдаем, так и в том, когда он не знает природы переживаемого им и тем меньше его скрывает.

 „то касаетс€ третьего метода, Ч эксперимента, Ч то как таковой может рассматриватьс€ кастраци€. ћне нечего распростран€тьс€ о несовершенстве этого метода, уже не говор€ о том, что нам почти ничего не известно из области кастрации детей женского пола.

  ак видим, все методы исследовани€, не доставл€€ нам полного знани€, €вл€ютс€ вместе с тем источниками ошибок. ѕоэтому мы постараемс€ каждый из них дополнить другим, чтобы придти к возможно безошибочным результатам. ѕри этом обнаружитс€, что сексуальные €влени€ выступать в детстве гораздо чаще, чем обыкновенно полагают. ќни столь часты, что не могут ускользнуть от внимани€ врача или воспитател€, который ими интересуетс€, предполага€, конечно, что он пользуетс€ достаточным доверием родителей. ѕоследние часто давно уже сами заметили эти €влени€, но ложный стыд не дает им рассказать об этом врачу. ќни бо€тс€ возбудить мысль о духовном дефекте, моральном недостатке своего ребенка или о вырождены всей семьи. —юда прибавл€етс€ самообман родителей, охотно уговаривающих себ€, что дело не так серьезно и само собой исчезнет.

 ѕосле этих предварительных слов € хочу сделать по поводу своей темы некоторый историческа€ замечани€.

 —лучайные заметки о половой жизни ребенка встречаютс€ уже в старейшей научной литературе. Ѕолее общим сделалс€ интерес к этому вопросу во второй половине XVIII и начале XIX века. ƒва произведени€, почти одновременно по€вившиес€, возбудили внимание врачей и педагогов. ќдним из них быль ДЁмиль" –уссо. ќн указывает, как следует относитьс€ к пробуждению половой жизни и как по возможности отдал€ть момент этого пробуждени€. ¬торым произведением была известна€ книга Tissot'а, который рисует опасности онанизма, причем обращает внимание главным образом на человека после наступлени€ половой зрелости. ќднако, благодар€ этой книге, и полова€ жизнь ребенка обратила на себ€ большое внимание. ќтдельный книги об онанизме, по€вившиес€ раньше, как книга Sarganeck'а, не возбудили столь продолжительного интереса к этому вопросу. Ќо книги –уссо и Tissot'а побудили целый р€д врачей и педагогов зан€тьс€ им. ћногие предались изучению сексуальной жизни ребенка, с целью предотвращени€ опасностей половой жизни. ¬ последнее врем€ по€вилась хороша€ историко-критическа€ работа Thalhofer'а об этом движении. »з педагогов, участвовавших в нем, назову Basedow'a, Salzmann'a Campe, Nimeyer'a. ≈сли современный интерес к изучению сексуальных €влений объ€сн€етс€ желанием предотвратить половы€ болезни, то иначе обсто€ло дело в те времена мало знакомые с этими болезн€ми. “огда главна€ задача состо€ла в предотвращении онанизма и других половых эксцессов с их непосредственным вли€нием на организм, задача, котора€, нар€ду с предотвращением половых болезней, занимает и современную научную мысль. —амо собой пон€тно, что работы тогдашних педагогов касались и половой жизни ребенка. ƒаже в тех редких случа€х, когда ребенку сообщали какие-либо сведени€ относительно половой жизни, руководились не столько его собственными переживани€ми, сколько наблюдени€ми над половой жизнью взрослого. “о же относитс€ к работам врачей, которые, как Hufeland в своей ћакробиотике по примеру Tissot, говорили об опасност€х онанизма.

 “ут же € упом€ну о некоторых медицинских исследовани€х, касающихс€ развити€ половой зрелости, напр. ДLa Puberte" Marro, котора€ по€вилась в 1876 г., далее Bacque ДLa Puberte" (Argenteuil 1876) и некоторые другие. “от же вопрос рассматриваетс€ и новыми работами по онанизму.

 Ќезависимо от этих новых специальных исследований, мы находим касающиес€ нашей темы замечани€ въ старой и новой медицинской и антропологической литературе. Ёто особенно относитс€ к случа€м, когда уже в раннем детстве €вл€ютс€ внимание признаки половой зрелости. ќписываетс€ то случай менструации у четырехлетней девочки, то трехлетний мальчик с симптомами зрелости. —тарые чисто-психологические исследовании тоже затрагивают хот€ и в виде исключени€, вопросы половой жизни ребенка. ¬с€кий, знающий, какой высокой ступени развити€ достигла к тому времени (около 1800 г.) опытна€ психологи€, не удивитс€ этому. я назову Ramdohrs'a ДVenus Urania", психологию любви, подчеркивающую любовные чувства детей.

  асающа€с€ нашей темы сведени€ мы находим и в произведени€х из области истории культуры. я упом€ну рыцарский любовный кодекс, пользовавшийс€ в средние века громадным уважением и сложившийс€ €кобы при дворе корол€ јртура. ѕараграф 6-й этого кодекса гласить: лишь взрослый мужчина может предаватьс€ любви.  ак полагает Rudeck , у которого € беру эту цитату, этим напоминанием хотели предостеречь детей знатных лиц от гибельных дл€ них шагов. »звестно, что любовные похождени€ слишком молодых людей давали повод к подобным постановлени€м. “ут же назовем и некоторые брачные законы, как те, которые санкционируют браки детей, так и те, которые их запрещают. Ёти браки, которые, как говор€т, и поныне еще сохранились у индусов, были когда-то известны многим странам.

 —юда относ€тс€ и работы по проституции. ”же Parent-Duchatelet упоминает в своем большом труде о проституции двенадцати и даже дес€тилетних проституток.

  ак € позже покажу, в некоторых случа€х эта ранн€€ проституци€ св€зана с собственной половой жизнью ребенка. “акже дают материал многие этнологические работы, рисующие раннее пробуждение половой жизни у разных народов.

 ќчень мало материала мы находим в работах, на которые могли бы возлагать большие надежды: в работах по педагогике и психологии ребенка. Ќемногочисленные исключени€, имевшие место у некоторых педагогов, уже упом€нуты ранее. Ќо если подумать, какую большую роль играют половые €влени€ в жизни ребенка, то остаетс€ удивл€тьс€ тому, что они игнориро-вались как педагогами, так и психологами, изучившими датскую душу. „то помешало им исследовать половую жизнь ребенка? Ћожные ли правила приличи€, или недостаток наблюдений? я полагаю, что и то и другое. Ќекоторый материал мы находим в книге по зоологии, а в последнее врем€ по зоопсихологии (психологии животных). —реди первых выдаетс€ Ѕрем, дающий целый р€д отдельных замечаний; среди вторых Ч Groos , рассказывающий о любовных играх молодых животных.

 ƒалее следует указать, что в автобиографи€х и жизнеописани€х знаменитых людей мы часто встречаемс€ с преждев-ременными любовными переживани€ми. √ете рассказывает в ДWahrheit und Dichtung", что он дес€тилетним мальчиком влюбилс€ в француженку, сестру своего друга. Ѕиограф јльф-реда де-ћюссе, брат его ѕоль де-ћюссе, передает, что јльфред четырех лет страстно любил свою кузину. ƒанте любил на дев€том году жизни,  анова даже на п€том, а јльфиери Ч на дес€том. »звестна также любовь восьмилетнего Ѕайрона к ћагу Duff. ћЄбиус 10-ти лет влюбилс€ в молодую женщину.  ак рассказывают, Ќаполеон дев€ти лет влюбилс€ в 30-ти летнюю кузину своего отца, когда она пришла к ним в гости, и страстно выражал свою нежность по отношению к ней. »з более раннего времени назову Felix'a Platter'a, знаменитого швейцарского врача XVI века, рассказывающего в своем жизнеописании, что он ребенком охотно давал себ€ целовать одной молодой женщине. ¬ Двоспоминани€х дурака" ‘лобер рисует картину развити€ чувства любви. Д ак много любви в жизни людей. „етырех лет люб€т лошадей, солнце, цветы, блест€щее оружие, мундиры; дес€ти Чдевочку, с которой играют, тринадцати Ч взрослую женщину с полной шеей.  огда € увидел в первый раз обнаженные груди женщины, € чуть не упал без чувств. Ќаконец, четырнадцати или п€тнадцати лет люб€т молодую девушку, с которой встречаютс€, люб€т не многим больше сестры и меньше возлюбленной; затем в 16 лет люб€т другую девушку, на которой и жен€тс€". ѕрелестно описывает Hebbel свою пробудившуюс€ в четырехлетнем возрасте первую любовь. Д¬ душной школе —усанны € познал и любовь, познал в тот самый час, когда € в нее вступил, т. е. четырех лет. ѕерва€ любовь!  то не рассмеетс€, прочт€ это, кто не вспомнить, какую-нибудь јннушку или √ретхен, котора€ никогда казалась ему украшенной звездной короной и одетой в небесную лазурь и золото утренних лучей, а теперь, Ч но было бы слишком грубо рисовать противополож-ную картину! Ќо кто вместе с тем не скажет себе, что он тогда мчалс€ в быстром полете мимо каждого душистого цветка, выросшего в саду жизни, промчалс€ слишком быстро, чтобы опь€н€ть, но достаточно медленно, чтобы вдохнуть чудный аромат!.. ѕрошло несколько времени, пока € посмел взгл€нуть, ибо € чувствовал, что мен€ огл€дывают, и смущалс€ этим. ѕервый взгл€д мой упал на тонкую бледную девушку, сидевшую против мен€; то была Ёмипи€, дочь приходского писар€. —трастна€ дрожь пронизала мен€, кровь прилила к сердцу, но вместе с тем и чувство стыда охватило мен€, и € опустил глаза к земле, как бы избега€ греха. — тех пор образ Ёмилии не покидал мен€, столь ненавистна€ раньше школа сделалась любимым местом моего пребывани€, так как лишь там € ее встречал. ¬оскресенье и праздничные дни, отрывавшие ее от мен€, стали мне настолько же ненавистны, насколько раньше были желанны, € бывал несчастен, когда она не приходила. ≈е образ сто€л передо мной, где бы € ни быль; остава€сь наедине, € не уставал повтор€ть тихо ее им€. ќсобенно ее черные брови и красные губы были всегда перед моими глазами; наоборот, ее голос, как € припоминаю, не произвел на мен€ никакого впечатлени€, хот€ впоследствии голос играл в моих глазах решающую роль".

 Ѕеллетристика также затронула любовные чувства детей. —амый, быть может, трогательный пример этого рода, в котором очень мало выступает эротический элемент, указан Groos'ом, именно в Д–омео и ёли€" Gottfried Keller'a.Д”стала€ девочка, прилегши на зеленую траву, однообразно напевала одни и те же слова, мальчик сел подле и подпевал; он готов был каждую минуту свалитьс€ от усталости на землю и раст€нутьс€. —олнце обливало светом раскрытый рот поющей девочки, ее блест€щие зубки и пурпурные уста. ћальчик увидел зубы девочки и, держа ее за голову и жадно рассматрива€ их воскликнул: Дскажи, сколько у теб€ зубов?" ƒевочка, как бы жела€ сосчитать их, секунду подумала и на удачу ответила: Дсто". Днет, тридцать два!" вскричал он: Д€ тебе их сейчас сосчитаю". ћальчик прин€лс€ за дело, но так как тридцати двух не получилось, то счет начиналс€ сызнова. ƒевочка долго молчала, но счету не предвиделось конца, и она наконец, не вытерпев, вскочила на ноги, говор€: Д“еперь мне хочетс€ сосчитать твои!". ћальчик лег на траву, девочка примостилась над ним, охватила его голову и считала: один, два, семь, п€ть, два, один... она еще не умела считать. ћальчик поправл€л ее и давал указани€, и эта бесконечна€ игра забавл€ла их больше всего. Ќаконец, устала€ головка девочки упала на маленького счетчика, и дети заснули в потоке полуденных лучей". Ёротическа€ литература также дает картины, относ€щиес€ к нашей теме, напр. Д—атирикон" ѕетрони€, въ особенности порнографическа€ литература. ”кажу, напр.; на ДAnti-Iustine" Retif de-la Brelanne.

 „асто изображаютс€ кровосмесительные половые сношени€ детей с родител€ми и другими родственниками.

 ¬ последнее врем€ две области науки обратили внимание на половую жизнь ребенка.   первой относитс€ исследование ненормальных, в особенности извращенных половых €влений, исследование, начало которому положил Westphal и особенно Krafft-Ebing; ко второй Ч специальные работы по половой жизни ребенка. ѕоследние, кроме отдельных указаний, не дали боль-шого положительного материала, но подчеркнули необходимость изучени€ этого вопроса. „то касаетс€ первого рода работ, то они часто считают ненормальными такие факты, которые относ€тс€ к возрасту, обыкновенно не знающему ненормальностей: к старости или детству. ÷елый р€д подобного рода случаев приведен у Krafft-EbingТa, Fere, Fuchs'a, Peloti, Lombroso.

   этим работам присоедин€ютс€ другие, вызванные боль-шей частью современным интересом к половой жизни, напр., о половой зрелости, психологии любви и подобных вопросах. ¬ своей Дѕсихологии любви" ћантегацца отмечает любовные переживани€ детей.  роме того, общие сочинени€ о половой жизни, в особенности, о проституции, и отдельные работы о преступлени€х против нравственности обогатили область нашего исследовани€.

 ≈сли сказанное до сих пор могло у кого-либо возбудить мысль о богатстве литературы по вопросам половой жизни ребенка, то следует отметить, что эти важные вопросы трактуютс€ всюду лишь мимоходом и отрывочно, и не нашли еще полного освещени€ и подробного изложени€. — полным правом писал Freud, что они даже игнорировались почти всеми сочинени€ми о детской психологии. Ћишь в последнее врем€ по€вились некоторые специальные работы на эту тему, среди них на первом плане Freud'a ДAbhandlungen zur Sexuellen Theone" (Leipzig und Wien 1905). Ќо, по моему мнению, многие вопросы, обсуждаемые им, напр., о движени€х грудного ребенка, о функци€х желудка и других органов, не касаютс€ половой жизни ребенка. “акже не относ€тс€ к этой области многие указанные им и его последовател€ми €влени€ детской жизни, которые играют большую роль при истерии, неврастении, Demen-tia ргаесох и других нервных болезн€х и которым они ошибочно хотели приписать сексуальный характер. ¬о вс€ком случае, систематической работы Freud не дал.

 Ќазову еще маленькую работу Kotscher'a (Das Erwachen des Geschlechtsbewusstseins und seine Anomalien, Wiesbaden 1907), но онъ обращаетъ главное внимание на половую жизнь взрослого человека и лишь мимоходом рассматривает пробуждение полового чувства. ƒалее, много материала о любовных переживани€х детей дает в American Journal of Psychology (Iuli 1902) Sanford Bell (A. Preliminary Study of the Emotion of Love between the Sexes). ≈го работа, чисто психологического характера, рассматривает лишь гетеросексуальные, т. е. нормальные влечени€. »зучение половых органов, как и €влений, сто€щих с ними в св€зи, оставлено им в стороне. ќднако, эта работа дает много материалу, как и работы англичанина Havelock Ellis'a, которого € считаю наиболее выдающимс€ исследователем в области половой психологии и патологии.   сожалению, эти работы мало известны в √ермании так как благодар€ своему строго научному характеру, не поддаютс€ такому рекламированию, как другие, выпущенные на рынок с громким названием Днаучных". ¬ работах Havelock Ellis'a особенно в 5 томах по ДStudies in the Psychology of Sex", находим и много замечаний на нашу тему; особенно ценны биографии, помещенные в третьем томе.

 Ѕогатым источником €вл€ютс€ дл€ нас разные неподлежащие опубликованию дневники, автобиографии, альбомы и т. п. я имел возможность пользоватьс€ целым р€дом подобного рода произведений, как современных, так и старых, и думаю, что в них скрыта насто€ща€ сокровищница. ¬полне пон€тно, что эти произведени€ не подлежать опубликованию, так как они нос€т семейный характер и многие из них предназнача-лись первоначально лишь дл€ самого пишущего.

 ¬ заключение могу сказать, что € не знаю ни одного произведени€, охватывающего все стороны половой жизни ребенка; эта область еще ждет своей научной разработки.


Ћитература:
L'Hygiene sexuelle. Paris 1895 стр. 27.
Die sexuelle Padagogik bei den Philaniropen. Kempten. 1907.
Die Liebe. Leipzig о. J. S. 158.
Die Spiele der Tiere. Jena. 1896.


 

ќглавление

»збранные цитаты

√лава стр.

* 

ќт редактора.

I.

¬ведение и исторические замечани€.

ѕодразделен€ детства. «релость. ћетоды иследовани€. »сточники. ћедицинска€ литература. ѕсихологи€. »стори€ культуры. –аботы по проституции. «оологи€. јвтобиографи€ и жизнеописание. Ѕеллетристика. Ёротическа€ литература. –аботы по половой патологии. —пециальные исследовани€. ƒневники.

1–12

II.

ѕоловые органы. ѕоловое чувство.

ћужские половые органы. Ёрекци€. Ё€кул€ци€. —ладострастие. ∆енские половые органы. ћенструации. Ёрекци€, э€кул€ци€ и сладострастие у женщины. ѕоловые ограны ребенка.

ѕоловое чувство. явлени€ конкректации и детуменции. —ладострастие и чувство удовлетворени€.

12–23

III.

ѕоловые различи€ в детстве.

¬торичные половые признаки. ѕервый и второй период детства. ѕсихические различи€ детей. ƒанные экспериментальной психологии. ѕрирожденность половых различий в детстве. ƒанные патологии и психологии.

24–35

IV.

—имптоматологи€.

Ёрекци€ у детей. Ё€кул€ци€. —ладострастие.

Ќедифференцированное половое влечение. явлени€ конкректации. ќбъекты влечени€. ¬нешние про€влени€. –евность. Ћюбовные письма и стихотворени€.

∆елание нравитс€. „увство стыдливости. ѕродолжительность детской любви.

¬заимоотношени€ между €влени€ми детумесценции и конкректации.

ќнанизм. —ладострастие. —пособы искуственного раздражени€ половых органов. –аздражимые зоны. ќнанизм у мальчиков и у девочек.

Ё€кул€ци€ из-за чувства страха. ѕоллюции. ћемуары M-me –олан. »ндивидуальные различи€. ѕример из мира животных.

 астраци€. «начение зародышевых желез.

ѕоловое созревание. —крытые сексуальные €влени€.

36–85

V.

ѕатологические €влени€.

ѕатологическое преждевременное созревание девочек; мальчиков.  арлики. ѕолова€ парадокси€. ѕримеры.

—ексуальные извращени€. ¬рожденность половых ненормальностей. ќшибочность воспоминаний. “еори€ ассоциаций. ѕримеры. √омосексуальность и дружба. —адизм и другие ненормальности. Ёксгибиционизм и скатофили€. √ермафродитизм.

85–111

VI.

Ётиологи€ и диагностика.

‘акторы пробуждени€ и развити€ половой жизни.

ѕсихопатические семейства. Ќенормальности нервной системы. –аса.  лимат. ќбщественные классы. √ород и деревн€. —овременна€ культура. ¬рожденность. —овращени€. ћестные раздражени€. ћимические раздражени€. ѕсихические раздражени€.

«атруднени€ в постановке диагноза. Ќаблюдени€. Ќеправильные диагнозы. «начени€ физических признаков. «начени€ психических признаков. –оль лица, которому ребенок довер€ет.

Ќеполовые эрекции. Ќеполовое раздражение половых органов. —осательные движени€. ѕривычка грызть ногти. ѕодражание. Ќевозможность разграничени€ детских чувств.

111–137

VII.

«начение половой жизни ребенка.

Ѕолезненность и ненормальность. ѕоследстви€ половых €влений. √игиенические опасности. ќбща€ опасность онанизма. ќнанизм без э€кул€ции. ѕреувеличение опасности онанизма. Ћюбовное томление и самоубийства. “еори€ Freud'а. «аразительные болезни.

ќнанизм и этика. —оциальные опасности. «начение их дл€ девушек и дл€ мальчиков. ѕолова€ жизнь детей и юриспруденци€. —видетельские показани€ самих детей. —удебна€ ответственность самих детей.

»нтеллектуальна€ опасность. —ексуальность и альтруизм.

ѕоловые ненормальности и избрание профессии. “елесные наказани€ и мазохизм. ѕоловое любопытство детей. ѕолова€ жизнь и искусство. ѕотомство.

ѕозднее пробуждение полового чувства.

137–175

VIII.

–ебенок, как объект половых покушений.

Paedofilia erotica. ƒругие злоупотреблени€ детской невинностью. ѕоловые акты над детьми. »х значение дл€ детей. ѕреступлени€ на почве половой ненормальности. Ћожные обвинени€. —татистические данные. «аконодательна€ защита детей. ќтрицательна€ сторона судебных сексуальных процессов. ѕсихическа€ невмен€емость педофилов.

Ёксгибиционизм. —адизм. √азетные объ€влени€.

175–200

IX.

ѕоловое воспитание.

«атруднени€ при половом воспитании. ќбщие вли€ни€. »ндивидуальные факторы. ѕриличие и нравственность. „увство стыда и чувство отвращени€. Ќравственность и нагота. »зображени€ голого тела. Ёротическа€ литература и эротические картины.

—овместное воспитание полов. –елигиозное воспитание. Ѕибли€.  атолическа€ исповедь. √ипноз. ѕсихоаналитический метод.

ѕоловое просвещение. ќбщее интеллектуальное развитие ребенка. ќбъективные процессы половой жизни. —убъективна€ ее сторона. √игиена. »нфекционные болезни и онанизм. Ётические соображени€. —оциальные и экономические соображени€. ¬озрастной критерий. Ўкольное и домашнее половое просвещение. –оль школьного врача. –оль матери. »ндивидуализаци€ при половом просвещении. —пособ полового просв€щени€.

√игиенические меропри€ти€. ћеханические меры. ѕища. —порт и игры. —пособ Fere.

ѕедагогика и половые ненормальности. “елесное наказание. «аключение.

200–264