This document last modified [an error occurred while processing this directive]

[Обложка]     [<<< Глава 2 ]     [Глава 4 >>>]


Глава . 3.

Вторичные половые признаки. Первый и второй период детства. Психические различия детей. Данные экспериментальной психологии. Прирожденность половых различий в детстве. Данные патологии и психологии.

  В предыдущем изложении я рассмотрел особенности половых органов мужчины и женщины, взрослого и ребенка. Но различия мужчины и женщины проявляются не только в половых органах, но и в других особенностях их физической и психической природы. Эти особенности, отличающие каждый пол, называются вторичными половыми признаками , в отличие от половых органов, как первичных. Конечно, можно считать первичными признаками лишь зародышевые железы, яички и яичники, остальные же части органов относить ко вторичным. Haveloch Ellis вводить еще категорию третичных признаков, относя к ним те особенности пола, которые выступают не при рассмотрении отдельного индивида, а при средних массовых наблюдениях, напр., более плоский вид черепа, большее развитие щитовидной железы, меньшее богатство красных телец в крови у женщин. Особенно заметно выступают вторичные половые признаки в строении тела. Вид скелета у обоих полов различен. Таз у женщины более широкий и плоский. Волосы, покрывающие голову, у женщины длиннее; борода же, как и раннее выпадение волос на голове, составлять особенность мужчины. Грудь у женщины более развита. Адамово яблоко у нее плоское и широкое, у мужчины остро выдающееся и длинное. Женская кожа отличается большей нежностью и т. д.

  Замечаются ли все эти различия уже в детстве? Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо припомнить сделанное нами деление детства на периоды. В первый период детства, по крайней мере, до последних лет его не могут быть твердо установлены физические различия полов, за исключением половых органов. Однако, некоторые особенности имеют место и в этот период. Так, вес новорожденных девочек в среднем меньше, чем мальчиков. Stratz принимает нормальный вес первых в 3250 д., а вторых в 3500 д. Средний рост новорожденных девочек ниже роста мальчиков на 1 ст. Краниометрические измерения обнаружили уже к концу первого периода детства больше размеры головы у мальчиков, как в длину, так и в ширину. Динамометрическая исследования, произведенные над шестилетними детьми, обнаружили у мальчиков большую силу давления. За исключением половых органов и отмеченных особенностей, выступающих при массовых наблюдениях и, большей частью, лишь в концу первого периода, другие особенности пола в этот период не могут быть точно указаны. Существует мнение о большем развитии бедер у девочки уже в первый год жизни; но оно оспаривается многими учеными. Fehling видит половые различия в образовании таза уже пятимесячного зародыша. Во всяком случае, половые различия в первый период детства сравнительно незначительны; к концу его они выступают более заметно. Именно к этому концу относить Stralz образование характерных особенностей нижней половины тела у обоих полов. В бедрах и ягодицах девочки имеет место более усиленное скоплении жировых веществ; тоже в известной степени приложимо к икрам. Часто высказывается взгляд, что уже в раннем детстве заметны различия в строении лица у обоих полов. По этому взгляду, особенностью девочки является круглое и полное лицо, скромное и стыдливое его выражение. Stralz, как мне кажется, совершенно справедливо возражает, что в этих случаях дело идет обыкновенно об индивидуальных особенностях воспитания, быть может, даже об индивидуальных отклонениях, которые не должны быть обобщаемы.

  Гораздо яснее выступают половые различия во второй период детства. Но сперва я должен в нескольких словах коснуться роста детей, так как именно здесь замечается существенное различия между полами. Замечено, что в некоторые годы ребенок растет, главным образом, в длину, в другие — в ширину. По примеру Barlеls'a принято отличать в каждом из периодов детства два подразделения; возраст от 1 до 5 лет — есть первый период роста в ширину, от 4 до 7 лет — первый период роста в длину, от 8—10 лет — второй период первого, от 11 до 15 второй период последнего. Далее было замечено некоторое различие в росте мальчиков и девочек в эти периоды. Хотя средний рост мальчиков выше среднего роста девочек, но в один период наблюдается обратное явление. В возрасте от 11 до 15 лет девочки в среднем несколько выше мальчиков, в то время как во все остальные периоды жизни уступают им в росте. Это различие в явлениях роста у обоих полов мы не должны упускать из виду.

  Во второй период детства замечаются и многие другие различия между полами. Прежде всего мы должны установить, что вторичные половые признаки развиваются у девочек раньше, чем у мальчиков. Как мы видели, нижняя половина тела у девочки начинает уже к концу первого периода принимать характерные особенности женского типа. Во второй период этот процесс подвигается вперед, таз и бедра расширяются, происходить округление ягодиц и области сидения. Постепенно тот же процесс распространяется и на верхнюю половину тела. Переход от нижней челюсти к шее закругляется, лицо полнеет. И в росте волос замечаем половые различия уже в детстве; волосы, независимо от того, обрезываются ли они, растут быстрее у девочек, чем у мальчиков. Наконец, к этим особенностям присоединяется развитее женской груди. Уже в начале второго периода грудь может несколько приподняться, но ее своеобразное развитее, придающее ей шаровидную форму, относится лишь к последним годам этого периода. Появление лобковых и подмышечных волос относится также лишь к более позднему времени. Вопрос о томе, предшествует ли менструация появлению вторичных половых признаков или следуете за ними, находит у разных исследователей самое различное разрешение. Axel Key полагает, что менструация наступает лишь после появления этих признаков. С. Н. Stratz находить этот взгляд верным лишь по отношению к низшим классам населения; у высших классов, согласно его наблюдениям первая менструация имеет место еще до того времени, когда развивается грудь и тело покрывается волосами.

  Вопрос о появлении некоторых половых особенностей в детстве вызывает среди ученых большие разногласия. Например, известно, что у мужчины преобладают брюшной тип дыхания, при котором оно производится диафрагмой (грудобрюшной преградой) и брюшными мускулами; у женщины дыхание связано с грудной клеткой и относится к грудному типу. Как мало разъяснен вопрос о существовании этих двух типов дыхания в детстве, показывают примеры, приводимые Havelock Ellis'ом . Boerhaave находит эти различия уже в детстве, другие ученые оспаривают это мнение. По мнению Sibson'a, грудной тип дыхания появляется у девочки приблизительно на десятом году жизни. Причину этого явления некоторые ученые видят в ношении корсета, другие, напр., Hutchinson, оспаривают этот взгляд, указывая, что и при весьма просторной одежде у девочек замечается грудное дыхание. Во всяком случае, оба типа дыхания выступают в последние годы детства очень ясно.

  Как уже упомянуто, вторичные половые признаки появляются у девочки раньше, чем у мальчика. Последний играет в возникающей таким образом половой дифференциации сперва лишь пассивную роль и дольше сохраняет детский типе. Вскоре, однако, начинается развитое мужских вторичных признаков. Часто уже во второй период детства мальчики выделяются более широкими плечами, более сильными мускулами. Эти особенности, в связи с накоплением жировых веществ у девочки, приводят к различиям во внешних очертаниях тела: они отличаются у мальчиков большой резкостью и угловатостью. К концу второго периода голос у мальчиков резко меняется. Остальные различия, появление бороды и лобковых волос, образование мужского адамова яблока, имеют обыкновенно место не раньше окончания детства, в первые юношеские годы.

  Особенности мальчиков и девочек проявляются не только в их физической, но и духовной природе. Крайне спорным является вопрос, замечаются ли различия в психике в первые годы жизни. Некоторые находят половые различия даже в движениях маленьких детей; противники их утверждают, что в этих наблюдениях играют большую роль случайности, особенности воспитания и влияние самого наблюдателя. Но никто не оспаривает психических различий во второй период детства; они проявляются в занятиях, играх, движениях и пр. Мальчик, которому предстоит играть в жизни активную роль, находить удовольствие в битвах с товарищами. Девочка чувствует влечение к играм, соответствующим ее позднейшему призванию. Она ухаживает за меньшими детьми, за своей куклой, заботится о ней, умывает ее и наряжает. Часто девочка 6-7 лет обнаруживает склонности к роли сестры милосердия. Заботливо, напоминая своим видом херувимчика, сидит она, по словам Padberg'a , у постели больной сестренки или братишки. Потребность в такой деятельности так сильно дает себя иногда чувствовать, что болезнь приписывается даже кукле. В стихотворении о „маленькой девочке с куклою" Шамиссо рисует отношение девочки к кукле, которое может быть понятно только матери: „Как ты ухаживаешь за маленькими детьми, так я хочу ухаживать за нею. Она будет покоиться в своей колыбели возле моей кровати. Заснет ли она, — я буду видеть ее в сновидениях , с первым ее криком я открою глаза. О моя добрая небесная мать, как я счастлива".

  Однажды на моих глазах семилетняя девочка озабоченно бегала взад и вперед по комнате, собирала отовсюду разные предметы и подносила их к своей кукле. На мой вопрос о причине ее действий она ответила, что кукла ее болеет корью и нуждается в усиленном уходе. Повсюду замечаем мы, как девочка приучается к своей позднейшей деятельности и упражняется в ней заранее. Она устраивает себе кухню в миниатюре, где готовить обед себе и кукле; рукодельные работы доставляют ей удовольствие. При этом, конечно не отсутствует и стремление к нарядам и украшению собственной особы. Я был свидетелем того, как трехлетняя девочка, вбежавши прервала разговор взрослых своим криком : „новое платье, новое платье" и не успокоилась до тех пор, пока все не осмотрели ее нового платья и выразили свое восхищение им . Вообще стремление украшать себя более свойственно девочкам; мальчиков же привлекают буйные игры, упражняющие мускулы, напр., в разбойники, в солдаты и т. д. В раннем детстве шумные игры (погремушки и т. д.) одинаково забавляют и мальчиков и девочек; но у последних охлаждение к ним наступает раньше.

  Результаты массовых наблюдений, произведенных психологами, обнаруживают много различий между полами, которые, не будучи свободными от противоречий, должны быть, однако, приняты во внимание. Berlhold Harlmann предпринял целый ряд наблюдений над областью детского мышления , эти наблюдения известны обыкновенно под именем аннабергских опытов (Annaberg Versuche). Они были произведены над 660 мальчиками и 662 девочками в возрасте от 5 3/4 до 6 3/4 л. при вступлении в школу. Удивительно, что понятия треугольника, куба и круга были более известны девочкам , животные, минералы и общественные явления — мальчикам. Характерен для различия полов тот факт, взятый мной, как и некоторые другие, у Meumann'а , что понятие „свадьба" было знакомо 228 девочкам и лишь 70 мальчикам, „крещение ребенка" — 220 девочкам и 180 мальчикам. Также было более знакомо девочкам понята „удовольствие". Наблюдения над памятью мальчиков и девочек то же обнаружили между ними известные различия. Мальчики вначале запоминают предметы и лишь позже слова с зрительным содержанием, у девочек развитие памяти идет в обратном направлении. Многие частности вызывают еще между исследователями разногласия. По Lobsien'у, мальчики лучше запоминают числа, слова и звуки, девочки — зрительные впечатления и, следовательно, предметы. Нечаев же полагает, что чувственно воспринимаемые предметы лучше запоминаются мальчиками. Интересно, что наблюдаются колебания в разные периоды жизни. В первые годы школьной жизни мальчики отличаются более развитой памятью, чем девочки; но в возрасте приблизительно с 11 до 14 лет последние идут в этом отношении впереди; лишь позже мальчики догоняют, а затем и опережают их . Поразительно, что по словам целого ряда исследователей, девочки лучше различают цвета. Экспериментальные исследования обнаружили значительное преимущество девочек в этом отношении; то же подтверждается и другими наблюдениями.

  Половые различия в детстве обнаруживаются и другими психологическими исследованиями. Stern, рассматривая психологию свидетельских показаний, говорить, что ошибочные показания гораздо чаще имеют место у девочек, чем у мальчиков. Если его выводы не вполне несомненны и частью оспариваются другими учеными, то с другой стороны, могут быть приведены наблюдения Hans Gross'а почерпнутые из практической жизни. Gross также находить значительные различия между мальчиками и девочками, к которым я вернусь позже. Тут я хочу только привести общий вывод Gross'а, данный им в его криминальной психологии: „Я пришел к выводу что благовоспитанный мальчик, вышедший из первого детства, является наилучшим наблюдателем и свидетелем. Он с интересом присматрива-ется к явлениям окружающей его жизни, беспристрастно их комбинирует и верно передает, в то время как показания девочки часто не соответствуют действительности и доверие к ним, может иногда привести к гибельным последствиям. Таковы те случаи, когда девочка, находясь в периоде усиленного развитая воображения и мечтательности, переживает чувство какой-то мировой скорби, связанное со скукой. Такое чувство имеет место рано, раньше, чем предполагается, и при его существовании показания девочки о каких-либо событиях не свободны от больших преувеличений, особенно в тех случаях, когда эти события так или иначе касаются ее самой. Незначительная кража может принять в глазах девочки вид разбоя, грубость — нападения, глупая шутка может показаться похищением, полным приключений, а мальчишеские сплетни — серьезнейшим заговором".

  Позднее я подробно рассмотрю различие, играющее наиболее видную роль в половой жизни, различие полового влечения, направленного у мужчины в сторону женщины, у последней — в сторону мужчины. Мы убедимся, что оно существует уже в детстве.

  Часто высказывается взгляд, что рассмотренные психические различия не вытекают из природы пола, а являются следствием воспитания, жизненных влияний. При этом следует различать, действует ли это воспитание в жизни отдельного индивида или в течение целого ряда поколений. Можно думать, что ребенок рождается с известными половыми особенностями, и вместе с тем причину их первоначального происхождения видеть в воспитании; последнее могло вызвать эти особенности, которые путем наследственности передаваясь и усиливаясь от одного поколения к другому, являются врожденными для отдельного индивида. Некоторые полагают, что даже отдельный индивид получает характерные черты половой психики путем воспитания. Stern, однако, оспаривает мысль о возникновении половых различий путем воспитания в течение ряда поколений, по крайней мере, в отношении одного полового различия — способности к рисованию. Kierschensteiner пришел в своих исследованиях к несомненному выводу, что мальчики более способны к рисованию, чем девочки. Stern указывает, что происхождение этого различия никоим образом не может быть приписано воспитанию, так как занятие рисованием никогда не являлось общим и постоянным занятием, присвоенным одному какому-либо полу.

  Не касаясь только что изложенного вопроса о влиянии воспитания, действующего на целый ряд поколений, я считаю во всяком случай несомненным, что в настоящее время многочисленные особенности половой психики врождены индивиду и никоим образом не могут считаться продуктом индивидуального воспитания. Конечно, и последнему должно быть прописано известное значение; оно может ослабить или усилить врожденный и, в случае их слабости, даже уничтожить. Врожденность известных влечений доказывается и фактами из мира животных, где уже в первые годы жизни часто наблюдаются различия между самцами и самками; напр., в некоторых их движениях.

  Мы должны помнить, что между строением и функциями органов тела существует тесная внутренняя связь. В силу этого мы, наблюдая усиленное развитие мускулов у мальчиков, можем предполагать и различие влечений у обоих полов. Игры, состояния в битвах и состязаниях, соответствуют строению тела мальчиков. С другой стороны, нельзя считать невероятным, что маленькие девочки, у которых таз и бедра начинают обнаруживать черты женского типа, уже чувствуют смутное влечение к призвание матери; этим влечением определяются их склонности и игры. Правда, некоторыми, в особенности крайними защитниками женского равноправия, высказывается взгляд, будто подобные различия влечений у обоих полов обязаны своим возникновением лишь влиянию индивидуального воспитания. По их мнению, мальчик не может чувствовать влечение к куклам и кухне, так как оно вызвало бы и, вероятно, вызывало со стороны матери или кого-либо другого насмешливое и пренебрежительное замечание, что мальчику не следует предаваться подобным занятиям; такими же поучениями девочки удерживаются от буйных мальчишеских игр. Изложенное мнение соответствует тому направлению психологической и педагогической мысли, которое приписывает деятельности воли громадное влияние на образование органов, связанных с психической жизнью, а посредственно и других органов тела. Согласно этому взгляду, деятельность воли может, вызвать в мозгу известные изменения и дать ему способность к новым функциям.

  Нет сомнения, что такая деятельность, в особенности при слабости врожденных влечений, может в известных границах, и только в них, оказывать влияние. Этим влиянием объясняется то, что воспитание может иногда удалить ребенка от его собственного полового типа и сообщить ему особенности и влечения, свойственные другому полу. Но с другой стороны, необходимо признание известных врожденных влечений. Бессилие воспитания перед ними обнаруживает ограниченность влияния воли.

  Признание врожденных особенностей половой психики не опровергается тем, что в отдельных случаях индивиды одного пола рождаются с влечениями, свойственными другому. Такая перетасовка имеет иногда место и при физических особенностях пола, при вторичных половых признаках.

  Всем известно, что бывают женщины с бородами, с мужским адамовым яблоком и мужской грудной клеткой, а мужчины с женскою грудью, женским адамовым яблоком и тазом.

  Из этих исключений мы, однако, не делаем того вывода, что наблюдаемая нами связь между развитием яичников и груди у женщины, яичек и бороды у мужчины, является совершенно случайной и обязана своим существованием лишь прихоти природы. Такие же исключения, не всегда понятные и объяснимые, имеют место и при психических особенностях пола; часто рождаются женщины с мужскими влечениями и мужчины — с женскими. Но эти явления нисколько не опровергают врожденности психических особенностей, свойственных каждому полу.

  Эти особенности сравнительно незначительны даже в последние годы детства. Во многих случаях девочки мало отличаются — конечно за исключением половых органов — строением тела от, мальчиков даже во втором периоде детства, когда обыкновенно эти различия уже заметны. У многих мальчиков даже в первые годы юности верхняя губа покрыта лишь пушком, а первые признаки бороды являются еще позже. Я вспоминаю мальчиков, у которых замечалось столь сильное развитие груди, что из нее могла быть выдавлена жидкость; лишь спустя некоторое время грудь в своем развитии останавливалась, а затем и уменьшалась в размере.

  Эти явления не могут, конечно, уничтожить того факта, что существенный половые различия выступают уже в детстве; это доказывается многими другими наблюдениями, напр., из области патологии. Существуют болезни, свойственные, главным образом, одному полу . Некоторые из них зависят от того или иного образа жизни. У мужчин чаще, чем у женщин, наблюдаются нервные болезни, являющиеся результатом разного рода повреждений, так как последние чаще имеют место в жизни мужчин. Такие болезни должны быть, конечно, оставлены нами в стороне. Но существуют и другие, обусловленные врожденным предрасположением к ним, выступающими у того или иного пола еще в детстве. Я приведу тут несколько данных, взятых мною отчасти у Molius'a и других исследователей, отчасти из собственных наблюдений.

  Бледная немочь, эта болезнь женской юности, посещает очень часто и детство, особенно к концу второго периода, и, главным образом, девочек. Наоборот, болезни крови и некоторые наследственный формы расслабления мускулов встречаются чаще у мальчиков. Сахарная болезнь наблюдается обыкновенно у взрослых, но бывает и у детей, причем число больных мальчиков превышает число девочек, хотя и не в такой сильной степени, как позже. По многим статистическим данным на мальчиков приходится 61,6% врожденных болезней сердца. С другой стороны, при пляске святого Витта на одного мальчика приходится 2 1/2 девочки, при коклюше - две; так же преобладают девочки при болезнях зрения, начинающихся обыкновенно с детства. Если истерия и не является, как полагали раньше, специфически женской болезнью, то, во всяком случай, она посещает чаще женщин. По расчетам Bruns'a , она поражает приблизительно вдвое больше девочек, чем мальчиков. Интересно, что в раннем детстве, прибли-зительно до 9 года, число девочек лишь мало превышает число мальчиков (55% девочек, 45% мальчиков), и лишь в более позднем возрасти разница увеличивается. Из 17 случаев истерии в возраст от 9 до 14 лет, наблюденных Eulenburg'ом , 9 приходилось на долю мальчиков, а 8 — на долю девочек. Clopatt же по Eulenburg'у собрал 272 случая детской истерии уже обнародованных в литературе, причем оказалось мальчиков 96, а девочек — 176. С другой стороны, мальчики чаще страдают брюшным тифом, причем Mebius подчеркивает, что это явление наблюдается еще в детстве. Дальтонизм (цветная слепота), сопровождающее ребенка со дня его рождения, чаще встречается у мальчиков. Половые различия выступают и при некоторых недостатках речи. Hermann Gutzmann установил число мальчиков-заик в 71 %, а девочек — в 29 %. Я хочу кратко упомянуть, что, как показывает Max Marcuse , половые различия наблюдаются и при болезнях кожи. Гангрена кожи настолько чаще поражает девочек, что Broker насчитал из 12 больных детей 10 девочек. „Alopecia areata" посещает одинаково часто индивидов обоего пола, но в разные возрасты: в первые годы жизни, главным образом, девочек, после 20-го года — мужчин.

  Данные криминологии также обнаруживают половые различия, начиная с самого детства. Поразительно ничтожное отношение числа преступных девочек к числу мальчиков. По различным статистическим данным, охватывающим как детство, так и юность, девушки дают лишь пятую часть юных преступников. Исследователи пытались различным образом объяснить отмеченное явление.

  Указывали, что физическая слабость девушки не дает ей возможности принимать участие во многих преступлениях против личности; в тех же преступлениях, в которых физическая сила отступает на задний план — напр., обман, воровство — число девушек сравнительно велико, хотя и уступает числу мальчиков. Некоторые утверждали, что девушки чаще находят у судей снисхождение и оправдательный приговор, и, таким образом, их меньшее участие в преступлениях только кажущееся. Другие объясняли это явление явлением воспитания и среды; но Morrison полагает, что оно может быть объяснено лишь специфическими половыми особенностями, выступающими уже в детстве и основанными на биологических различиях психического и физического характера. Я привел эти данные криминологии только ради полноты и должен прибавить, что им нельзя приписать в нашем вопросе слишком большого значения, так как охватываемые ими явления большей частью не относятся к детству.

  Как видим, уже в детстве, особенно во второй период его, выступают половые различия физического и психического характера; они могут быть найдены либо у отдельного индивида, либо путем статических вычислений. Но, конечно, они значительно уступают по своей численности половым различиям у взрослых, так как половая жизнь выражена у ребенка менее ясно, чем у взрослого. Мы увидим скоро, что половое влечение ребенка недифференцировано по своему направлению; то же относится и к другим половым особенностям. Многие болезни, свойственные в зрелом возрасте лишь одному полу, не обнаруживают в детстве такой половой дифференциации. Разница между числом самоубийц — мальчиков и девочек сравнительно незначительна, в то время как на одну взрослую женщину-самоубийцу приходится (в Европе) три или четыре мужчины. Havelock Ellis думает, что стремление к самоубийству является раньше у женщин, чем у мужчин. Но, во всяком случай, таких резких различий, которые существуют между взрослыми, мы у детей не находим как в их физических, так и психических особенностях. Лишь некоторые из них выступают, как мы видели, уже в детском возрасте; остальные даны в органах детского тела лишь в потенции и дифференцируются в полном отношении только в зрелом возрасте.


Литература:
Mann und Weib. Leipzig. 1895 S. 24.
Der Кoгрег des Kindes. Stuttgart 1903.
Halban. Die Entstehung des Ceschlechts characters. Archiv fur Gynal ol: Bd 70. Heft 2, S. 268.
Havelock Ellis Mann und Welb. Leipzig 1894, S. 211.
Weib und Mann. Berlin 1897. S. 116.
Meumann Vorlesungen zur Kinfuhrung in die experimentelle Padagogik und ihre psychologischen Grundlagen. I Band, Leipzig I907. S. 145.
Geschlecht und Krankheit. Halle 1903.
Die Hysterie in Kindesalter. 2 Aufl. Halle 1906.
Die Hysteriе des Kindes. Berlin. 1905. S. 8.
Vorlesungen uber Storungeu der Sprache. Berlin 1893. S. 105.
Hautkrankheiten und Sexualitat. S. A. a. d. Wiener Klinik. 1906.
William Douglas Morrison. Iugendliche Uebeltater. Leipzig 1899. S. 28.


 

Оглавление

Избранные цитаты

Глава стр.

* 

От редактора.

I.

Введение и исторические замечания.

Подразделеня детства. Зрелость. Методы иследования. Источники. Медицинская литература. Психология. История культуры. Работы по проституции. Зоология. Автобиография и жизнеописание. Беллетристика. Эротическая литература. Работы по половой патологии. Специальные исследования. Дневники.

1–12

II.

Половые органы. Половое чувство.

Мужские половые органы. Эрекция. Эякуляция. Сладострастие. Женские половые органы. Менструации. Эрекция, эякуляция и сладострастие у женщины. Половые ограны ребенка.

Половое чувство. Явления конкректации и детуменции. Сладострастие и чувство удовлетворения.

12–23

III.

Половые различия в детстве.

Вторичные половые признаки. Первый и второй период детства. Психические различия детей. Данные экспериментальной психологии. Прирожденность половых различий в детстве. Данные патологии и психологии.

24–35

IV.

Симптоматология.

Эрекция у детей. Эякуляция. Сладострастие.

Недифференцированное половое влечение. Явления конкректации. Объекты влечения. Внешние проявления. Ревность. Любовные письма и стихотворения.

Желание нравится. Чувство стыдливости. Продолжительность детской любви.

Взаимоотношения между явлениями детумесценции и конкректации.

Онанизм. Сладострастие. Способы искуственного раздражения половых органов. Раздражимые зоны. Онанизм у мальчиков и у девочек.

Эякуляция из-за чувства страха. Поллюции. Мемуары M-me Ролан. Индивидуальные различия. Пример из мира животных.

Кастрация. Значение зародышевых желез.

Половое созревание. Скрытые сексуальные явления.

36–85

V.

Патологические явления.

Патологическое преждевременное созревание девочек; мальчиков. Карлики. Половая парадоксия. Примеры.

Сексуальные извращения. Врожденность половых ненормальностей. Ошибочность воспоминаний. Теория ассоциаций. Примеры. Гомосексуальность и дружба. Садизм и другие ненормальности. Эксгибиционизм и скатофилия. Гермафродитизм.

85–111

VI.

Этиология и диагностика.

Факторы пробуждения и развития половой жизни.

Психопатические семейства. Ненормальности нервной системы. Раса. Климат. Общественные классы. Город и деревня. Современная культура. Врожденность. Совращения. Местные раздражения. Мимические раздражения. Психические раздражения.

Затруднения в постановке диагноза. Наблюдения. Неправильные диагнозы. Значения физических признаков. Значения психических признаков. Роль лица, которому ребенок доверяет.

Неполовые эрекции. Неполовое раздражение половых органов. Сосательные движения. Привычка грызть ногти. Подражание. Невозможность разграничения детских чувств.

111–137

VII.

Значение половой жизни ребенка.

Болезненность и ненормальность. Последствия половых явлений. Гигиенические опасности. Общая опасность онанизма. Онанизм без эякуляции. Преувеличение опасности онанизма. Любовное томление и самоубийства. Теория Freud'а. Заразительные болезни.

Онанизм и этика. Социальные опасности. Значение их для девушек и для мальчиков. Половая жизнь детей и юриспруденция. Свидетельские показания самих детей. Судебная ответственность самих детей.

Интеллектуальная опасность. Сексуальность и альтруизм.

Половые ненормальности и избрание профессии. Телесные наказания и мазохизм. Половое любопытство детей. Половая жизнь и искусство. Потомство.

Позднее пробуждение полового чувства.

137–175

VIII.

Ребенок, как объект половых покушений.

Paedofilia erotica. Другие злоупотребления детской невинностью. Половые акты над детьми. Их значение для детей. Преступления на почве половой ненормальности. Ложные обвинения. Статистические данные. Законодательная защита детей. Отрицательная сторона судебных сексуальных процессов. Психическая невменяемость педофилов.

Эксгибиционизм. Садизм. Газетные объявления.

175–200

IX.

Половое воспитание.

Затруднения при половом воспитании. Общие влияния. Индивидуальные факторы. Приличие и нравственность. Чувство стыда и чувство отвращения. Нравственность и нагота. Изображения голого тела. Эротическая литература и эротические картины.

Совместное воспитание полов. Религиозное воспитание. Библия. Католическая исповедь. Гипноз. Психоаналитический метод.

Половое просвещение. Общее интеллектуальное развитие ребенка. Объективные процессы половой жизни. Субъективная ее сторона. Гигиена. Инфекционные болезни и онанизм. Этические соображения. Социальные и экономические соображения. Возрастной критерий. Школьное и домашнее половое просвещение. Роль школьного врача. Роль матери. Индивидуализация при половом просвещении. Способ полового просвящения.

Гигиенические мероприятия. Механические меры. Пища. Спорт и игры. Способ Fere.

Педагогика и половые ненормальности. Телесное наказание. Заключение.

200–264