Гарри Лэндрет
Москва, 1994
Использован материал из работы Гарри Лэндрета <<Игровая терапия: искусство отношений>> (вариант на русском языке: Москва, Международная педагогическая академия, 1994).
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Обо мне, Гарри Лэндрете
Мне всегда казалось, что если я знаю автора или что-нибудь об авторе, мне легче понять то, о чем он пытается мне рассказать. Именно поэтому я хочу рассказать вам немного о себе. Может быть, это поможет вам легче понять смысл того, о чем я пишу, даже в том случае, если слова мои не слишком точно будут передавать то, что я хочу сказать. Слова, написанные на бумаге не очень хороший способ рассказать о чем-то важном, а что может быть важнее, чем говорить о детях и их мире? Я действительно чувствую собственную несостоятельность, когда думаю о том, чтобы попытаться изложить на бумаге то, что я переживаю рядом с детьми, мои чувства по отношению к детям, веру в детей, надежды связанные с ними, и значение того процесса, который мы называем игровой терапией, в жизни ребенка. Наверное, я так ценю возможность развивать отношения с детьми в игровой терапии именно потому, что там для общения нам не нужны слова. Ребенком я был костляв и неразвит. Я ходил в сельскую школу, все восемь классов которой занимались в одной комнате. В этой школе преподавала мой мать. В этой обстановке я научился по-настоящему ценить простые вещи: стремление к победе, любовь к учению и сочувствие к “побитой собаке” к человеку, которого не замечают. Благодаря собственному опыту я остро чувствую детей, которых не замечают. Мне не всегда было так удобно с детьми, как, я думаю, многим из вас, читающих этот текст; и я жалею об этом, потому что я не почувствовал, не пережил мир ребенка. О умом я знаю я прочел много книг и прослушал университетский курс по развитию ребенка, но я только знал что-то о детях. Я не знал детей сердцем так чтобы прикоснуться к ним и их миру Дети находились рядом со мной я видел их, но мне просто не приходило в голову общаться с ними. Ребенок был во мне давным-давно вытеснен на задворки, потому что мне хотелось чтобы меня ценили за то, что я зрелый человек, взрослый. Быть взрослым для меня означало серьезно относиться к жизни быть ответственным человеком. Теперь я знаю, что в некотором смысле это была попытка преодолеть чувство неадекватности из-за того, что в студенчестве и во время работы учителем в школе (мне был тогда 21 год), я выглядел гораздо моложе своих лет, и часто меня принимали за учащегося. Проработав четыре года учителем, получив степень магистра и проработав два года школьным психологом, я впервые заглянул в мир ребенка, когда работал ассистентом в Детском Центре Университета Нью-Мексико. Там чуткий и внимательный коллега, руководивший моей работой над докторской диссертацией разглядел во мне качества, о которых я и не подозревал, подтолкнул меня к работе с детьми, ввел меня в многогранный мир игровой терапии, и передо мною постепенно начал открываться и разворачиваться мир ребенка. Возможно ли правдиво описать открытие, ставшее поворотным пунктом в жизни человека Если это можно сделать, то, по-видимому, переживание было мелким, незначительным, потому что чаще всего слова незначительны и мелки.
Первые мои взаимодействия с детьми в игровой терапии заставили меня глубоко ценить разворачивающийся перед моими глазами опыт проживания жизни ребенком, и, в свою очередь, опыт своей собственной жизни Они дали мне почувствовать: жизнь не требует изменений, поправок, преодолений, доказательств; надо просто ценить жизнь и жить таким, каким Бог сотворил меня - быть собой! Быть еще больше собой означает быть еще более полно человеком, принимать свои сильные и слабые стороны, поскольку во мне действительно есть и сила, и слабость, и мои ошибки - только доказательство того, что я и в самом деле способен ошибаться, то есть Я - человек. Это было для меня серьезным открытием, и все же, когда я оглядываюсь назад, я понимаю, что так сказать нельзя, потому что открытие означает некое событие во времени. Как и жизнь, это был процесс, который я проживал, постепенно осознавал и медленно учился ценить. То, что я хотел бы сказать детям, великолепно выразил Пецци в книге “Во имя детей”: “Если бы мы позволили жизни ребенка войти в нас полно и искренне и стать нашим учителем, нам пришлось бы сказать. “Благодарю тебя, дитя человеческое... за то, что ты напомнил мне, как радостно и тревожно быть Человеком. Спасибо, что ты дал мне расти вместе с тобой за то что я снова могу научиться тому, о чем позабыл: простоте, силе полноте, изумлению и любви, и научиться уважать собственную жизнь, потому что она уникальна и неповторима. Спасибо, что твои слезы позволили мне узнать о том, как больно расти, и о страданиях мира. Спасибо, что ты показал мне, что любить другого и быть рядом с людьми, большими или маленькими, это самый естественный из даров, расцветающий как цветок, когда мы живем в волшебном мире, называемом жизнью”. По мере того, как я продвигался в отношениях с детьми в игровой терапии, я сделал довольно неожиданное открытие, касающееся моей психотерапевтической работы со взрослыми. Консультирование, казалось, набирало скорость, и я работал все эффективнее. В работе с некоторыми клиентами, где я топтался на месте и мало продвигался вперед, стало развиваться терапевтическое движение; у клиента появилась глубина в разделении чувств и самоисследовании. Наблюдая за развитием терапевтического процесса, я понял, что его можно объяснить тем, что я стал хуже различать и точнее реагировать на скрытые посылки клиента, которые существовали и раньше. Я связал такое увеличение чувствительности к скрытым проявлениям клиента с возросшей восприимчивостью к скрытым формам общения у детей. Я обнаружил, что по мере того, как становится эффективнее моя работа с детьми в игровой терапии, я более эффективно работаю и со взрослыми.
Я начинал работать на факультете по подготовке психологов-консультантов в Университете Северного Техаса в 1966 году и прочел свой курс по игровой терапии в 1967 году. В те дни игровая терапия была не слишком популярна в Техасе, но чахлое начало вылилось в бурный рост. Какое же это было потрясающее приключение! Сейчас каждый год я читаю три цикла лекций, выросших из того вводного курса, с которого я начинал: факультативный курс по теории и практике игровой терапии, курс по игровой терапии в группах, по терапии детско-родительских отношений; руковожу практикой по игровой терапии, анализируя сеансы студентов, и руковожу Центром игровой терапии. Есть одна особенность в обучении игровой терапии, которая мне по-настоящему нравится: ребенок, существующий во мне, оживает в ролевой игре, которую я часто практикую и это уравновешивает мое стремление слишком серьезно воспринимать жизнь Теперь я могу по достоинству оценить в себе ребенка и тем самым лучше чувствую эти качества в детях. Я обнаружил, что когда я общаюсь с ребенком, моя личность значит гораздо больше, чем все, что я умею делать. Я проработал в игровой терапии с детьми более двадцати пяти лет, и я до сих пор узнаю что-то новое о себе и о детях в сложной простоте их игры и в раскрывающемся трепещущем свете их внутреннего мира. То, чему я научился и как я притворяю эти знания в свои отношения с детьми, по-видимому, лучше всего сформулировано в следующих принципах. Принципы отношений с детьмиЯ не всезнайка. Поэтому я и не буду пытаться быть им. Я хочу, чтобы меня любили Поэтому я буду открыт любящим детям. Я хочу больше принимать в себе ребенка. Поэтому я с интересом и благоговением позволю детям освещать мой мир. Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям учить меня. Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка Иногда мне нужно убежище. Поэтому я дам убежище детям. Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его. Я делаю ошибки. Они свидетельствуют о том, каков Я - человечный и склонный ошибаться. Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности ребенка. Я реагирую эмоционально и выразительно на мир собственной реальности. Поэтому я постараюсь ослабить свою хватку и войти в мир ребенка. Приятно чувствовать себя начальником и знать ответы на все вопросы. Поэтому мне понадобится много работать над тем, чтобы защитить от себя детей. Я - это я, и тем полнее, чем в большей безопасности я себя чувствую. Поэтому я буду последователен во взаимодействии с детьми. Я - единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка. Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте. Поэтому я позволю детям приобретать собственный опыт. Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребенка. Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удар. Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью. ЛИТЕРАТУРАPeccei, A. (1979). In the name of the children. Forum, May, 10.Фрагмент Главы 2. - Смысл игрыЧтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Стремясь облегчить ребенку выражение и исследование собственного эмоционального мира, терапевт должен освободиться от своего мира реальностей и словесного выражения и войти в концептуально экспрессивный мир ребенка. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность. Функции игры О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. Для того, чтобы легче было принять детскую игру, некоторые взрослые пытаются найти ней особый смысл, назвав ее работой Стремясь ускорить процесс превращения ребенка во взрослого, многие взрослые не выносят, “ когда ребенок теряет время на игру “. Им кажется, что ребенок должен упорно работать, чтобы достичь какой-то цели, которая ему взрослому кажется достойной. К сожалению, во многих работах игра определяется как работа ребенка. По-видимому, это попытка хоть каким-то образом “ узаконить игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых Точно так же, как детство имеет свой внутренний смысл и не является просто подготовкой ко взрослости, точно так же игра имеет свою внутреннюю ценность и важна независимо от того, к каким последствиям она может привести В отличие от работы, которая имеет определенную цель и направлена на выполнение какого-то определенного задания путем приспособления к требованиям непосредственного окружения, игра внутренне сложна, и не зависит от поощрений извне и приводит внешний мир в соответствие с имеющимся у ребенка представлением как, например, в том случае, когда ребенок пользуется ложкой как машинкой. Хотя Зигмунд Фрейд очень мало работал с детьми, он замечательно понимал значение детской игры Он писал: “Нам следует искать в ребенке первые следы воображения Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка - это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю. он создает свой собственный мир или иначе он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез: напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции “ (1953, стр. 173 - 174).Фрэнк (Frank, 1982) предположил, что игра для детей - способ научиться тому, чему никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях. Включаясь в процесс игры , дети научаются жить в нашем символическом мире - мире смыслов и ценностей в то же время исследуя, экспериментируя, обучаясь. Уолтман (Woltmann, 1964) пишет: “Спокойная, возникающая из самой себя деятельность ребенка дает ему возможность концептуализировать, структурировать и вы носить на осязаемые уровни деятельности свой опыт и связанные с ним чувства Игра, в этом смысле, дает ребенку возможность отреагировать на ситуации, которые для него неприятны , запутаны, сложны . Маленькому ребенку недостает семантической беглости способность к пониманию у него еще только формируется.., различные типы текучих игровых материалов идеально подходят, по-видимому, для выражения его чувств и отношений” (стр. 174). До десяти - одиннадцати лет большинству детей трудно сидеть спокойно в течение продолжительного времени. Маленькому ребенку для того, чтобы сидеть спокойно, требуется значительное усилие, поэтому его творческая энергия расходуется на то, чтобы сосредоточиваться на непродуктивной деятельность Игровая терапия удовлетворяет потребность ребенка в физической активности, в игре дети расходуют энергию, готовятся к обязанностям во взрослой жизни, преодолевают трудности и освобождаются от фрустрации. Они чувствуют физический контакт, удовлетворяют свою потребность в состязательности, реагируют на агрессию в социально приемлемой форме и научаются взаимодействовать с другими людьми. Игра помогает детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки (Papulia, Olds, 1986). Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личностью Символическая игра Согласно Пиаже (Piaget, 1962) игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Иногда такая связь совершенно очевидна, а иногда она может быть отдаленной. В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт, и, возможно, с игрой связаны те редкие, моменты в жизни детей, когда они чувствуют себя в большей безопасности и могут контролировать собственную жизнь. Философия, центрированная на ребенке, рассматривает игру как необходимую составляющую здорового развития ребенка. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающееся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование. Терапевт использует игру потому, что игра для ребенка является символическим языком для самовыражения. “Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимы м взрослым, к событиям в своей жизни” (Ginott, 1961, стр. 51) “Терапевт, мыслящий слишком буквально и не выносящий полета детской фантазии стремящийся перевести ее в осмысленность взрослых, иногда может растеряться” (Axline, 1969, стр. 127). В книге “Дети и война” А. Фрейд и Бёрлингхэм (Freud, Burlingham, 1944) ярко описывает различия в способе выражения реакций на бомбежку Лондона взрослых и детей. После налета взрослые снова и снова рассказывали о том, какой ужас они пережили. Дети, пережившие то же самое, почти никогда не говорили об этом. Их реакция на пережитое выражалась в игре. Дети строили домики из кубиков и сбрасывали на них бомбы. Дома горели, завывали сирены , кругом были убитые и раненые, и “скорая помощь” увозила в больницы. Такого рода игры продолжались несколько недель.
Дети общаются посредством игры Игру детей можно оценить более полно, если признать,. знать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей “отыграть” свой опыт и чувства - наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться. Игра - это средство обмена информацией, и требовать от ребенка, чтобы он говорил - значит автоматически воздвигать барьер в терапевтических отношениях, накладывая ограничения, которые фактически говорят ребенку: “Ты должен подняться на мой уровень общения и использовать для этого слова”. Терапевт несет ответственность за то, чтобы спуститься на уровень ребенка и общаться с ним при помощи тех средств, которые удобны ребенку. Почему ребенок должен приспосабливаться ко взрослому? Это терапевт - тот человек, который, как предполагается, умеет хорошо приспосабливаться, обладает для этого необходимыми навыками знает, как эффективно общаться на любом уровне и понимает особенности детского развития. Когда терапевт говорит: “Расскажи мне об этом”, он ставит таким образом ребенка н невыгодную позицию тот вынужден приспосабливаться к терапевту. Рабочая система терапевтических отношений с детьми лучше всего создается в игре, и отношения эти являются краеугольным камнем той деятельности которую мы называем психотерапией. Игра дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. “Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка... В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать... Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий. Он высвобождает чувства и установки, которые настойчиво стремились вырваться на свободу” (Axline, 1969, стр. 23). Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок или застрелить дракона, или отшлепать куклу, замещающую маленького братика. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально. На этом уровне развития у него не хватает когнитивных, вербальных средств для выражения того, что он чувствует; в эмоциональном плане он не может настолько сосредоточиться на интенсивности своих переживаний, чтобы можно было их адекватно выразить в словах. По исследованиям многих авторов, например, Пиаже (Piaget, 1962), мы знаем, что дети не способны к полноценному абстрактному мышлению и рассуждению примерно до 11 лет. Слова состоят из символов, а символы - это абстракции. Тогда неудивительно, что слишком многое из того, о чем мы хотели бы рассказать словами, носит абстрактную природу. Мир ребенка - это мир конкретных вещей, и так к нему и следует подходить, если мы хотим установить контакт с ребенком. Игра - это конкретное самовыражение ребенка и способ его приспособления к собственному миру. Большинство нормально развитых детей сталкивается в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но, проигрывая их так, как ему хочется, ребенок может научиться постепенно справляться с ними. Он часто поступает так, используя символы , которые и сам не всегда может понять - так он реагирует на процессы, происходящие во внутреннем плане, корни которых могут уходить глубоко в бессознательное результате может получиться игра, которая в данный момент кажется нам не имеющей смысла или даже неприятной, поскольку мы не знаем, какой цели она служит и чем закончится. Когда нет непосредственной опасности лучше всего отнестись к игре ребенка с одобрением и не вмешиваться, поскольку он полностью поглощен ею. Попытки помочь ему в его усилиях, хотя и делаются с добрыми намерениями, могут помешать ему искать и даже находить решения, которые будут для него наиболее удобны (Bettelheim, 1987, стр. 40). Игра в терапевтическом процессеИгра - это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Ребенок испытывает удовольствие от процесса игры; ее результат не так важен. В игре физические, умственные, эмоциональные качества ребенка включаются в творческий процесс, и ему могут потребоваться социальные взаимодействия. Таким образом, когда ребенок играет, можно сказать, что он присутствует в этом целиком. Термин “игровая терапия” предполагает наличие некоторой деятельности которую можно считать игрой. Мы не скажем о ребенке, который читает книгу: “Он играет”. В соответствии с определением игры, игровая терапия определяется как динамическая система межличностных отношений между ребенком и терапевтом, обученным процедурам игровой терапии, который обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение безопасных отношений для того, чтобы ребенок мог наиболее полно выразить и исследовать собственное Я (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры - естественного для ребенка средства коммуникации.
Большинство взрослых умеют вербально выразить свои чувства, огорчения, тревоги и личные проблемы. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Когда им предоставляется такая возможность, дети разыгрывают свои чувства и потребности примерно так же, как это делают взрослые. Динамика выражения и средства общения у детей несколько иные, но чувства (страх, удовлетворение, гнев, счастье, фрустрация, удовольствие) сходны с чувствами взрослых. Если взглянуть на игру с этой стороны , то окажется, что игрушки для детей - слова, а игра - речь. Свести терапию к вербальной экспрессии - значит отрицать существование наиболее графической формы экспрессии -деятельности. Некоторые терапевты видят свою цель в том, чтобы “заставить ребенка говорить”. Такая постановка вопроса обычно свидетельствует о том, что сам терапевт испытывает чувство тревоги или неудобства и хочет обрести контроль над ситуацией, принудив ребенка говорить. Терапия не сводится к “лечению с помощью разговоров”. Если может существовать “лечение с помощью разговоров”, то почему бы не быть лечению с помощью игры? Игровая терапия открывает возможность реагировать на поведение ребенка в целом, а не только на его вербальное поведение. Смолен (Smolen, 1959), который анализировал улучшения у детей с пониженной речевой активностью пишет: “Мы пришли к довольно очевидному заключению, что “лечение с помощью о разговоров” было эффективным только в том случае, когда оно представляло собой адекватную замену “лечения с помощью деятельности”. Тот факт, что слова не всегда адекватно заменяют действия, даже в терапии взрослых, отмечается в том море литературных источников, которое образовалось вокруг проблем, связанных с неадекватным поведением пациента в терапии. Следовательно, слова, как замена поведения или абстракция от него, часто могут быть совершенно понятны взрослому с многолетним опытом. Но насколько же это не так у детей которые просто вследствие еще недостаточной зрелости, не способны пока адекватно пользоваться абстракциями или символическими способами речи и мышления. Одно это соображение накладывает на терапевта необходимость удостоверяться в правильном понимании использования языка в разговоре с ребенком. Даже несмотря на то, что многие дети обладают достаточным словарем, у них нет того богатого запаса опыта и ассоциативных связей, которые превратили бы эти слова в осмысленный сгусток эмоциональных переживаний способных принести пользу в терапии" (стр. 878). У детей могут возникать существенные трудности при попытках рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но если им это позволено, в присутствии заинтересованного, тонко чувствующего, эмпатически настроенного взрослого они могут показать, что они чувствуют, выбрав соответствующие игрушки и игровой материал, действуя с ним определенным образом, разыгрывая определенные истории. Детская игра полна смысла и чрезвычайно важна для ребенка, так как через игру им становятся доступными те области, где им трудно найти слова. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать то, что они не могут сказать, сделать то, что им самим неловко сделать н выразить чувства, которые могут вы звать неодобрение окружающих. Игра - символический язык для самовыражения; и игра может открыть нам: что пережил ребенок; как он реагирует на то, что он пережил; чувства, связанные с тем, что он пережил; какие желания, мечты и потребности возникают у ребенка и особенности его Я-концепции. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувство контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Эту попытку ребенка обрести контроль над ситуацией Фрэнк объясняет так (Frank, 1982): “В игре ребенок обращается к своему прошлому, постоянно переориентируя себя к настоящему в процессе игры. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя их в новом восприятии и новых паттернах отношения… Таким образом, ребенок непрерывно открывает для себя заново, пересматривая свой образ Я, свои возможности и обязанности, изменения и свои отношения с миром. Аналогичным образом в игре ребенок пытается разрешить свои проблемы и конфликты, манипулируя игровыми материалами, а часто и взрослым по мере того, как он пытается проработать или проиграть свое затруднение или смущение" (стр. 24).
Понимание поведения ребенка в игре дает терапевту подсказки позволяющие ему более полно погрузиться во внутреннюю жизнь ребенка. Поскольку мир ребенка - это мир действия и деятельности игровая терапия дает терапевту возможность войти в этот мир. Если терапевт подберет соответствующие игрушки, он облегчит ребенку выражение чувств. Таким образом ребенка не принуждают обсуждать то, что произошло; они скорее проживают в каждый момент игры свой прошлый опыт и связанные с ним чувства. Следовательно, терапевту разрешается разделять переживания ребенка и участвовать в его эмоциональной жизни, а не проживать заново какие-то реальные события. Поскольку ребенок погружается в игру целиком, экспрессия и чувства переживаются детьми как совершенно особые, конкретные и сиюминутные; это позволяет терапевту реагировать на развертывающуюся перед ним деятельность детей, на их высказывания, чувства и эмоции, а не на обстоятельства прошлого Если поводом для обращения к терапевту послужило агрессивное поведение ребенка, ему предоставляется возможность не только узнать об этой агрессии из первых рук, когда ребенок набросится на Бобо* или попытается застрелить терапевта из ружья с дротиками, но и помочь ребенку научиться самоконтролю, устанавливая, в ответ на его поведение, определенные терапевтические ограничения. Не имея в своем распоряжении соответствующих игровых материалов, терапевт мог бы только разговаривать с ребенком о том, как агрессивно вел себя ребенок вчера или на прошлой неделе. В игровой терапии, какой бы ни была причина обращения, терапевт получает возможность непосредственного наблюдения за поведением ребенка и может соответственно реагировать на него. Экслайн (Axline, 1969) рассматривала игру как процесс, в котором ребенок проигрывает свои чувства, таким образом выводя их на поверхность, вовне, получая возможность взглянуть на них со стороны и либо научиться управлять ими, либо отказаться от них. Этот процесс хорошо можно было наблюдать н игре четырехлетней Кэйти в сеансах игровой терапии. На первый взгляд Кэйти казалась просто четырехлетней притворщицей. Когда она заинтересовалась трусиками куклы, укрыла ее одеялом, отнесла к доктору, чтобы он подробно осмотрел ее, и сказала, что ноги нужно поднять, начала вырисовываться тема ее игры. Хотя она была совсем маленькой, став жертвой сексуальных посягательств, было очевидно что она прорабатывает связанные с этим переживания. Стадии процесса игровой терапии
Стадии процесса игровой терапии возникают как результат взаимодействия между терапевтом и ребенком, протекающего в безоценочной свободной атмосфере игровой комнаты, созданию которой способствует терапевт, демонстрирующий искреннюю заинтересованность и одобрение по отношению к ребенку. Эти уникальные живые отношения, в которых принимается и ценится особость и индивидуальность ребенка, дают ему ощущение дозволенности и позволяют расширить горизонты собственного “Я” в соответствии с тем, насколько он чувствует меру принятия себя терапевтом. Это переживание и расширение собственных возможностей часто проявляется в четко обозначающихся стадиях изменений, наступающих по мере развития терапевтического процесса. Анализируя случаи работы с детьми, страдающими различными нарушениями, Муштакас (Moustakas, 1955a) заметил, что дети проходят определенные стадии терапевтического процесса:
Как замечает Муштакас (Moustakas, 1955a), установки у ребенка с нарушениями, будь то страх, тревога или другие негативные образования, - все они проходят этн стадии по мере развития процесса игровой терапии. Он подтверждает, что межличностные отношения позволяют ребенку выразить и исследовать эмоциональный процесс на различных уровнях и таким образом способствуют его эмоциональному созреванию и росту. ЦЕЛИ ИГРОТЕРАПИИ, центрированной на ребенке
“В общем смысле цели игровой терапии, центрированной на ребенке, согласуются с внутренним стремлением ребенка
к самоактуализации. Необходимое условие, которое часто упускается из виду, состоит в том чтобы обеспечить ребенку позитивный
опыт роста в присутствии взрослого, который его понимает и поддерживает, чтобы ребенок мог обнаружить в себе внутренние силы.
Коль скоро игровая терапия, центрированная на ребенке, сосредоточивается скорее на личности ребенка, нежели на его проблеме,
основное внимание уделяется тому, чтобы облегчить усилия ребенка, направленные на то, чтобы стать более адекватным как личность ,
справляясь с текущими и будущими проблемами , которые могут влиять на его жизнь. В этом смысле цель игровой терапии,
центрированной на ребенке, состоит в том, чтобы помочь ему:
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА игротерапевта центрированного на ребенке
“Игротерапевт, центрированный на ребенке, не пытается сформулировать цели, к достижению которых должен стремиться ребенок, но он должен поставить своей целью развитие терапевтических отношений с ребенком.“ Позитивная Я-концепция."Чувство контроля является мощной характеристикой и помогает ребенку развить позитивную самооценку. Исследование 2800 детей из городских школ показало, что наилучшим признаком того, что ребенок будет успешно учиться, является наличие у него чувства контроля над окружающей средой." (стр. 157) ЗАДАЧИ ИГРОТЕРАПЕВТА, центрированной на ребенке
“ ...нужно решить следующие задачи:
Используемые ФОРМЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧПРИНЦИПЫ ЭКСЛАЙНА:
Игрушки и материалы, рекомендуемые для игровой комнатыВ центре игровой терапии в Университете Северного Техаса мы обнаружили, что для облегчения само выражения ребенка полезны следующие игрушки. Их список является плодом двадцатилетнего экспериментирования, в процессе которого вычеркивались, другие добавлялись, и сохранялись те из них которые постоянно использовались большинство детей, пытавшихся выразить себя разнообразными способами. Рекомендуемые игрушки и материалы для игровой терапии
Избранные цитатыCамая важная задача, которую может возложить на нас Бог, - это возможность быть родителями "Человек вполне человечен, только когда играет" (Ф.Шиллер) В фокусе внимания находится то, что ребенок пытается сказать, а не то, о чем он действительно спрашивает Цель терапевта состоит не в том, чтобы прекратить поведение ребенка, но скорее в том, чтобы облегчить ему выражение руководящих им чувств, потребностей или желаний в более приемлемой форме Игровая терапия основывается на эмоциональных отношениях. Слишком часто дома родители приучают ребенка к тому, что материальная отдача гораздо важнее отдачи духовной. Подарки становятся заменой духовного контакта... Родители, принадлежащие к различным слоям нашего общества, тратят все больше времени на поддержание привычных жизненных стандартов. Эти обязанности отнимают родителей у детей и физически, и эмоционально... Родителям нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. Предположение о том, что большинству родителей известны и сами эти навыки, и способы их использования, ошибочно, поскольку в нашем обществе прилагается довольно мало усилий для того, чтобы обучить родителей эффективному взаимодействию со своими детьми В естественном процессе развития дети стремятся к тому, чтобы быть самостоятельными и полагаться на самих себя, но очень часто в этом им мешают взрослые, которые (разумеется, из лучших побуждений!) берут ответственность на себя, делая то или иное вместо детей и, таким образом, лишая их возможности почувствовать, что значит отвечать за свои поступки Терапевт отказывается принять на себя ответственность за решение проблем ребенка, независимо от того, насколько пустяковым такое решение может показаться Ответственности нельзя обучить; ответственности научаются только на собственном опыте Предоставление ответственности ребенку каким-то образом связано с моим отказом от ответственности Терапевт находится рядом с ним, чтобы помочь ребенку услышать себя, увидеть себя, понять себя и быть самим собой в безопасной атмосфере принятия
Игровая терапия: искусство отношений Гарри Лэндрет 1994 год |